«В чем сущность христианских страданий и как научиться их преодолевать»

«В чем сущность христианских страданий и как научиться их преодолевать»

Никого не обходят стороной страдания. Люди страдают от голода, холода, болезней и непосильного труда. Маются душой от клеветы и зависти, от самих себя и недоброжелательных соседей, изнывают от тоски одиночества и неопределенности, горечи разочарования, мук обманутой любви или скорби об утрате близких. Почему же так много боли и страданий в жизни попускает Господь и как научиться их преодолевать – об этом состоялась беседа с постояльцами сестринского ухода больницы города Каменск-Шахтинский с настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери протоиереем Вячеславом Лавлинским.

В таких беседах люди задают вопрос: если Бог Любовь, то почему в мире так много зла, несправедливости, страданий?

— Этот вопрос люди задавали во все времена и будут, наверное, задавать, пока жизнь продолжается на земле.

Через страдание Господь учит верующего, очищает душу и тело его от грехов для того, чтобы сделать всего человека праведным.

Путь скорбей – это путь Христов. Сам Господь прошел им, в земной жизни Своей претерпевая поношения, оскорбления, распятие на Кресте. Так страдал Богочеловек, единый безгрешный Спаситель мира.

Скорбным путем прошла Богоматерь, о чем Ей и возвестил праведный Симеон: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2:35). Тернистым, полным страданий и лишений путем прошли и святые Апостолы: их заключали в темницы, побивали камнями и предавали мученической смерти…

Страдание зовет нас к Богу и ведет к Богу – для этого страдание и посылается, в этом его назначение.

Конечно же, мы не любим и не хотим страдать. Но вот только представьте, на что было бы обречено человечество, если бы исчезли страдания и наступили всеобщая сытость и довольство. Страшно подумать о погибшей духовности, умножающейся с огромной скоростью порочности. Когда представляешь себе такую картину, начинаешь понимать, что страдания – дар Божий, и нужно молить Господа не лишать нас этого дара.

Ибо без страдания нам всем и нашему достоинству, и нашему духу, и нашей культуре пришел бы скорый и трагический конец.

А у верующих людей есть большая «привилегия» – перенесение испытаний с упованием на Бога. Человек же, живущий без этого упования, легко впадает в отчаяние, потому что ему не на кого и не на что надеяться, ведь он не верит в Бога, в вечную жизнь и Царствие Божие.

Всех тех, кто остается верным до конца, ожидает славная награда, о чем говорит святой Апостол Иаков: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получает венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

Один Афонский старец наставлял своих учеников, говоря, что человек слышит Бога по крайней мере два раза в жизни. Первый раз, когда в какой-то момент он (через определенные события, определенных людей) встречает Бога, и Господь говорит ему, как в Евангелии: «Следуй за Мной». И человек начинает следовать за Ним, терпя скорби и лишения.

А когда дорога подойдет к концу, Господь обернется к человеку и спросит: «Ты здесь? Идешь ли ты по-прежнему этой дорогой? Прошел ли ее? Не остановился ли посередине маршрута? Не выехал ли на встречную полосу, не свернул ли?» Увидев, что тот не свернул с пути, Он скажет: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).

Это путь нашей жизни. А те из нас, кто желает другого пути, могут идти им, но это уже не будет путь Господа и человек уже не сможет называть себя христианином.

Сущность христианских страданий кроется в обновлении человека и любви Небесного Отца. Человек страдающий, болезненный, лишаемый, гонимый, поднимается по ступеням терпения все выше и выше. Он сам идет и ведет за собой других к вечному спасению.

У А.С. Пушкина есть такие строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Нет страдания – нет жизни. Потому что жизнь – это борьба, совершенствование, движение вперед, что всегда сопровождается определенным усилием. Путь к Царствию Небесному – это путь ввысь, а страдание своей целью имеет уберечь человека от препятствий к нему – апатии, духовного окоченения.

Пока мы способны к страданию, оно делает нас богаче и сильнее, мы остаемся живыми духовно. Лишь под ударами молота судьбы, в горниле страданий обретает жизнь свое содержание и форму. Христос возжелал свободной любви человека. Устоим ли мы в этом испытании и скажем ли из глубины своего страдания, как сказал Иов: «Да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21) – на этот вопрос ответ даст каждый сам.

— К сожалению, во все времена были и есть в дефиците жертвенность, терпимость, сострадание – те составляющие любви, без которой трудно приблизится к Богу.

В одной беседе преподобного старца Силуана Афонского с одним монахом – пустынником, который говорил:

— Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.

Очевидно, этому монаху доставляло удовольствие, что они будут так страшно наказаны. На это старец Силуан с видимым душевным волнением спросил:

— Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты спокоен?

— А что поделаешь, сами виноваты, – отвечал тот.

Тогда старец со скорбью произнес:

— Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех.

Для преподобного Силуана, видевшего уже в данной ему мере славу Божию и пережившего лишение ее, одна мысль о таком лишении была тяжкой. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь, по неисповедимой любви Своей, дал им Себя познать. До конца своей жизни, несмотря на угасающие силы и болезни, Афонский старец постоянно молился за живых и усопших, за друзей и врагов – за всех.

Современный человек не хочет смириться с мыслью, что жизнь эта земная – не для утех и развлечений. Она для того, чтобы мы увидели себя путниками, идущими по дороге в Вечность. По той дороге, на которой мы должны взыскать и обрести Бога.

В интересной для людей беседе со священником было для всех доступно и понятно, что здесь, на земле в совсем небольшой временной отрезок решается наша вечная участь. Решается самими нами.

Страданий и лишений не избежать, но надо учиться страдать достойно и одухотворенно, без ропота и озлобленности. В этом великая тайна жизни, в этом – искусство земного бытия. Дай Бог нам их постигнуть.

В завершении священник призвал всех к созиданию храма души и акцентировал внимание на том, что с Богом нельзя договориться, Его можно лишь с верой просить о прощении и стремиться к духовной чистоте. Пусть сегодняшняя встреча укрепит нас в вере Христовой, даст нам мужество и силы противостоять всем соблазнам и искушениям мира. Но при этом мы должны соединившись воедино, посещать храм, духовный центр по спасению и врачеванию душ человеческих, именно православный храм должен занимать центральное место в жизни православных христиан, где мы уединяемся от мирской суеты, чтобы освободить время, ум, сердце для общения с Богом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *