Беседа священника с воспитанниками воскресной школы «Радость». «Чем опасна страсть»

Беседа священника с воспитанниками воскресной школы «Радость». «Чем опасна страсть»

Говоря о ком-то, что он «страстный человек», мы обычно подразумеваем, что он целиком отдает себя какому-либо занятию или эмоции, и, скорее, говорим об этом в положительном смысле.

Слово «страсть» в современном русском языке нейтрально, оно часто употребляется как синоним слов «эмоция» или «чувство». Такое понимание, сталкиваясь с практикой церковного употребления, несколько искажает картину христианской добродетели, представляя идеальный образ праведника как бесстрастного и бесчувственного человека, ушедшего исключительно в пост и молитву.

Конечно же, христианство не отвергает сильные чувства и эмоции. Оно лишь говорит о том, что ими должен владеть и управлять человек, а не наоборот.

Этимологически же слово «страсть» родственно слову «страдание». Именно в таком значении оно долгое время и употреблялось (например, выражение «страсти Христовы» значит «страдания», отсюда же – Страстная Седмица).

Однако, в православном богословии за словом «страсть» издревле закрепилось и иное значение – греховный навык души, заставляющий ее страдать. Согласно христианскому учению, грех, войдя в привычку, способен укорениться в человеке, став тем единственным «идолом», угождая которому, можно забыть обо всем, в том числе о Боге. Ведь на утоление того, что принято называть страстями (будь то страсти тела или ума) человек, как правило, бросает все душевные и физические силы, однако утолить их до конца оказывается невозможным.

В православии выделяют восемь основных страстей, которые, укоренившись, могут особенно болезненно воздействовать на душу и непрестанно побуждать ко греху: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, отчаяние, уныние, тщеславие и гордость.

Человек теряет душевный мир, занимая ум поиском способов утоления такой страсти. Сидя на такой «адреналиновой игле», душа, привыкшая к сильным воздействиям страсти, со временем оказывается неспособна переживать глубокую подлинную духовную радость, перестает искать Богообщения, так как поиски направлены на другое.

Страсть затягивает все сильнее, принося недолгую радость, но после – еще мучительнее опустошая человека и требуя все большего угождения себе. Согласно святоотеческой литературе, страсти – это то, что побуждает ко греху, но еще не сам грех, потому борьбе именно со страстями в ней уделяется особое место.

По окончании беседы в дни духовных трудов Великого поста протоиерей Вячеслав Лавлинский обратил внимание детей на то, что враг рода человеческого всячески будет стараться не допускать к подвигам поста, а для этого нужно знать простую истину. Чтобы построить дом, нужно сначала построить и надежно укрепить фундамент, чтобы никакие ветра, наводнения и другие бедствия не смогли разрушить его. Ибо, как говорит в Евангелии Самый опытный Архитектор и Строитель Господь наш Иисус Христос, если дом будет построен на песке, он разрушится. Строящий на собственной воле строит его на песке, потому что эта воля – слабая, колеблющаяся и дом упадет от малейших бурь. Имеющий же в основании жизни волю Божию будет твердо стоять среди всех потрясений.

Великий пост – время покаяния и молитв.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться перед Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу.

Если человек теряет веру в Бога, то невозможно будет ему противостоять страшным вызовам современности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *